Ремонт

Автомобильная антенна для радиостанции своими руками. Как сделать антенну для радио FM.

Автомобильная антенна для радиостанции своими руками. Как сделать антенну для радио FM.

Для радиостанции является одним из важнейших составляющих автомобиля. От того, насколько верно была осуществлена подборка устройства, зависит функционирование приспособления и показатель дальности связи.

На сегодняшний день на рынке существует широкий ряд изделий, которые отличаются конструкцией, размерами и техническими параметрами. Автолюбитель всегда сможет подобрать подходящую для себя модель.

Правильно сделанный выбор — залог успешной работы вашей радиостанции.

Для чего нужна радиоантенна

Автомобильная антенна для радиостанции обеспечивает оптимальный прием радиосигнала. Но на какой модели остановить свой выбор? Здесь все зависит от ваших потребностей. Одни довольствуются прослушиванием только радиопередач, другие - телевизионным вещанием, третьи предпочитают наличие навигационной системы. Поэтому перед приобретением советуется определиться со своим бюджетом, техническими данными устройства и местом его установки.

Антенны для радиостанций УКВ-диапазона

Автомобильные антенны для радиостанций УКВ отечественного производства представлены самыми разными моделями. При выборе устройства стоит остановить свое внимание на производителе «Триада». Эта российская фирма представляет широкую линейку устройств, которые отличаются высокой степенью функциональности, надежностью, а также приемлемой ценой.


Разработка и выбор антенн происходят в переделах одного предприятия, что позволяет контролировать процесс на всех этапах. Залог высокого качества изделия заключается в многолетнем опыте компании, а также своевременном оснащении базы производства.

Прекрасным выбором для многих автомобилистов может стать модель радиоантенны "Триада ВА 63-01". Этот прибор оснащен прутом, длина которого составляет 40 см. Он и обеспечивает прием сравнимый с антенной длиной 70-100 см. Навитая проволока обеспечивает высокий уровень функциональности, который превышает многие показатели укороченных моделей.

Аналогичная антенна с прутом длиной в 45 см устанавливается на такие модели машин, как Chevrolet и "Нива" в качестве штатной люксовой комплектации. Ее установку рекомендуется производить на переднюю часть крыши машины. Устройство отличается герметичностью и водонепроницаемостью.

Можно перечислить несколько особенностей упомянутой выше антенны:

  1. Она заменяет штатную врезную модель для машин отечественного и зарубежного производства.
  2. Ее врезная установка осуществляется на крыло или же крышу.
  3. Угол наклона составляет от 0 до 90 градусов.
  4. Осуществляется прием волн УКВ, FM, AM.

"Мурена де Люкс 27 МГц"

Автомобильная антенна для радиостанции отечественного производителя отличается великолепным внешним видом. Высота ее составляет 15 см. Модель способна обеспечить высокий уровень чистоты приема сигнала. Предварительная настройка легка: у верхней части прибора имеется винт, который регулируется посредством обычной отвертки.

Положительные стороны изделия:

  • привлекательный дизайн;
  • низкая реакция на помехи;
  • компактность;
  • высокий уровень защиты от плохой погоды.

Но в случае окраски в яркий цвет, антенна становится похожа на специальные средства, что обязательно привлечет внимание ГИБДД. А уровень эффективности значительно ниже показателей стандартных аналогов, длина которых составляет 150 см.

"Скат АВ-23" — радиоантенна по приемлемой цене

Эта автомобильная антенна для радиостанции обладает высоким качеством и приемлемой стоимостью. Благодаря имеющемуся в конструкции стабилизатору ей не страшны перепады напряжения. Прибору присуще малое количество посторонних шумов и наводок. В комплектацию включен кабель длиной 275 см. Это позволяет монтировать девайс по-новому.

Плюсы изделия:

  • устройство функционирует хорошо как в крупном городе, так и в районе;
  • главные ;
  • имеется подсветка голубого цвета;
  • изделие обладает привлекательным видом.

Минус устройства один - наличие толстых усиков для крепления устройства. Они выделяются на лобовом стекле.

Зарубежный аналог FM Calearo ANT 7727085

Для автомобильной радиостанции от итальянского производителя, устанавливаемая на крышу, позволит принимать радиоволны, смотреть цифровое телевизионное вещание и ловить GPS-сигналы. В комплектацию входят два кабеля по 5 м для телевидения и GPS.

Фирма обещает оптимальный прием сигнала - при правильной настройке и монтаже это действительно достижимо. Антенна представлена в разных цветах: белая, черная и красная модели.

  • универсальное устройство;
  • привлекательный внешний вид;
  • практичность употребления (легко очищается);
  • сама антенна короткая и не задевает ветки;
  • масса устройства невелика, составляет 440 г.
  • высокая стоимость;
  • для подключения ТВ-тюнера требуется покупка дополнительной проводки;

в комплектацию не входит шнур для FM

SIRIO T3-27 MAG — лучшая автомобильная антенна на магните

Устройство от итальянского производителя отличает небольшая высота и оптимальный уровень работы. Магнит на штыре из нержавейки обеспечивает легкое крепление к кузову машины. Антенна функционирует с радиостанциями гражданского диапазона. Максимальный показатель входящей мощности составляет 100 Вт.

Плюсы устройства:

  • компактное и легкое приспособление (вес 400 г);
  • наличие винта для регулирования высоты (прибор можно удлинить на 3 см).
  • конструкция неустойчива при высокой скорости (выше 120 км/ч);
  • устройство узкополосное и без настройки не работает.

Calearo ANT 76 77 901 — хорошая наружная автомобильная антенна

Эта антенна также отличается привлекательным дизайном. Она устанавливается на заднюю часть крыши под углом 60 градусов. Требуемое напряжение для работы варьируется от 10 до 16 Вт. Длина стержня равна 41 см.

  • высокий уровень сигнала;
  • качественное крепление, позволяющее находиться прибору в устойчивом положении даже при высокой скорости автомобиля;
  • наличие высокой защиты от помех;
  • крепкий корпус.
  • если штатное отверстие не подошло, то установка антенны сложна и приходится сверлить крышу;
  • устройство требует своевременного очищения от пыли и грязи.


На какой радиоантенне остановить свой выбор

Многие задаются вопросом о том, какие антенны лучше для радиостанции (автомобильной). Выбор модели с оптимальными техническими параметрами и высоким уровнем функциональности - дело нелегкое, поэтому мы советуем обращаться за помощью к людям, разбирающимся в этом деле. Главное, четко представить себе, с какой целью вы решили приобрести устройство.

Если вы обладатель самой обыкновенной магнитолы в машине и, кроме радио, вам практически ничего не требуется, то нет смысла покупать навороченный прибор, который стоит далеко не дешево. Достаточно будет приобрести тот же самый «Скат».

Если же вы, например, таксист, то не будет лишним приобретение более серьезной модели. Не забывайте и о том немаловажном факте, что радиус качественного приема современных моделей радиоантенн, несмотря на уверения производителей, редко бывает выше показателя 40 км.

При этом важно правильно установить и настроить приспособление.


Как сделать радиоантенну своими руками?

Антенна для радиостанции автомобильная своими руками делается довольно просто. Главное здесь — экономия денег, да и качество кустарного прибора ничем не уступает покупному аналогу. А чтобы изготовить радиоантенну своими руками, вы должны подготовить:

  • анкерный болт;
  • сварочный аппарат для холодной сварки;
  • проволоку из меди.

Ход работы

На по всей его протяженности следует накрутить проволоку из меди. Накрутка осуществляется в два слоя. Поверх болта проволоку следует припаять. Полученную конструкцию вкручивают в гнездо устройства, находящегося на крыше машины.

Работа с холодной сваркой производится только в перчатках, которые смачиваются холодной водой. Это даст возможность избежать их прилипания к коже рук.

Основание антенны заклеивается посредством прозрачной самоклеющейся пленки во избежание контакта с пластиком. наносится на стержень равномерно, чтобы он стал ровным.

Чтобы антенне был придан эстетичный вид, после застывания стержень обрабатывается наждаком. Если поверхность вышла шероховатой, то надо открутить болт и произвести его обработку на токарном станке. Поверхность подвергают грунтовке и покрывают несколькими слоями краски под Предпочтение отдается матовой краске. Она может скрыть все неровности на поверхности изделия.


Самодельная автомобильная антенна для радиостанции прослужит вам ни один десяток лет. Она отлично монтируется на любую модель автомобиля и осуществляет прием радиоволн даже вдалеке от крупного населенного пункта.

Несмотря на широкое распространение телевидения и интернета, прослушивание радиостанций не теряет популярности. Но часто качество приема радиостанций оставляет желать лучшего. Для того чтобы это исправить, необходимо разобраться, что влияет на качество приема, и как улучшить ситуацию?

Антенна для приема радио своими руками

Немного теории

Для нормальной работы любого радиоприемного устройства: телевизора, сотового телефона, радиоприемника, необходимо обеспечить на его входе минимальный уровень сигнала, превышающий определенный порог.

Такие условия могут возникать не только из-за удаленности от радиостанции, но и в условиях города. Чаще всего они бывают в радиоприемниках на диапазонах УКВ и FM, это связано с особенностями распространения этого сигнала.

Частота этих сигналов 66-108 мГц. Радиоволны этого диапазона распространяются в пределах прямой видимости и очень плохо огибают возвышенности рельефа местности, а в городе – высокие здания.

Расстояние прямой видимости можно вычислить по следующей формуле, км:

r = 3,57 (√h1 + √h2), где

r – расстояние прямой видимости;

h1 – высота передающей антенны;

h2 – высота приемной антенны.

Типы антенн

Назначение приемных антенн состоит в том, чтобы принять сигнал, усилить его и передать на вход приемника. В зависимости от диапазона антенны имеют различную конструкцию и габариты.

Типов антенн существует несколько десятков, некоторые из них представляют собой сложнейшие инженерные сооружения, весом сотни тонн и размерами тысячи квадратных метров.

В простейшем случае приемной антенной может быть проводник, подвешенный на изоляторах над землей. Электромагнитные волны, пересекая его, наводят в нем, согласно законам физики, переменное напряжение высокой частоты и по фидеру передают его на вход радиоприемного устройства, где принятый сигнал усиливается, из него выделяется низкочастотная составляющая, и человеческое ухо слышит звук.

Антенны можно разделить на два типа: направленные и ненаправленные. Есть классификация по назначению: стационарные и мобильные. Несмотря на разницу в типах и видах, существуют общие законы, по которым они работают.

Антенны своими руками

Проволочная

Улучшить радиоприем можно, соорудив простую антенну своими руками . В зависимости от того, для какого диапазона она предназначена, ее размеры необходимо будет корректировать.

Самые малоразмерные антенны получаются для FM диапазона, так как частота радиостанций этого диапазона лежит в пределах 88-108 мГц, значит, длина волны L – от 3,4 до 2,8 метра.

Длину волны любой радиостанции можно найти по формуле:

L = 300000/f, где

L – длина волны в м.

f – частота радиосигнала в Гц.

Конструкция проволочной антенны

Проволочная антенна – самая простая конструкция для FM диапазона, ее можно использовать в домах из любого материала, кроме армированного железобетона. Также ее можно разместить на улице, натянув между двумя мачтами или строениями. Высота подвеса играет большую роль: с увеличением высоты эффективность возрастает. Также играет роль ориентация антенны – ее направленность в горизонтальной плоскости имеет вид восьмерки.

Так как большинство радиостанций FM диапазона используют вертикальную поляризацию, то эту антенну можно подвесить вертикально, особенно полезным это может быть на границе уверенного приема, где сигнал очень слабый. Эта антенна использоваться на любом диапазоне СВ, КВ или УКВ, необходимо только пересчитать размеры.

Штыревая

Самый простой вид штыревой антенны – это вертикальный проводник, закрепленный на изоляторе и одним концом соединенный с приемником. Длина штыря должна быть подобрана в соответствии с диапазоном принимаемых волн. Дело в том, что согласно многочисленным опытам и расчетам, длина такой антенны должна быть равной четверти длины волны, при этом к.п.д. антенны максимальный в любом другом случае уменьшается.

Штырь хорошо принимает сигнал как горизонтальной, так и вертикальной поляризации, кроме того этот вид легко реализуется как в станционарном варианте, так и в мобильном, например, в качестве автомобильной антенны.


Конструкция штыревой зонтичной антенны

Для улучшения приема в этой конструкции добавлены 4 вибратора, улучшающие прием сигнала и расширяющие полосу приема. Эта антенна ненаправленного приема, т. е. она одинаково хорошо принимает сигнал с любого направления. Высота подъема, также как и в предыдущем случае, значительно влияет на дальность приема. Такую конструкцию целесообразно использовать на даче или в сельской местности, где меньше индустриальных помех.

Конструкции для города

В условиях города лучшим вариантом для приема будет применение телевизионной антенны типа волновой канал. Ее преимущества в том, что она является остронаправленной. Это свойство в условиях города очень важно, так как позволяет выбрать направление с наименьшим уровнем помех.

Самодельная антенна волновой канал состоит из стрелы с закрепленными на ней элементами: 2 пассивных директора, петлевой вибратор и рефлектор. Размеры зависят от диапазона приема. Эта конструкция обеспечивает высококачественный прием на удаленности до 50 и более км, что для диапазона FM очень приличный результат.


Антенна волновой канал для диапазона FM

Эта антенна имеет выходное сопротивление 75 Ом, поэтому кабель вполне допустимо подключить напрямую к согласующей коробке. Можно также использовать телевизионные антенны метрового диапазона с 3-5 каналами, которые сейчас зачастую остались без дела, так как телевизионное вещание «переместилось» с этих каналов на дециметровый диапазон, на спутник или в интернет.

Актуален для российского автолюбителя - пользователя Си-Би радиостанции вообще, а для таксиста в частности в связи с тем, что в последнее время CB связь получила значительное распространение среди служб такси.

От выбора антенны зависит качество и дальность работы радиосвязи. Недаром радисты говорят: «Антенна – лучший усилитель».

На чем остановить свой выбор рядовому водителю такси, круглосуточно и круглогодично «наматывающего» на колеса автомобиля километры асфальта дорог родного города, а также мест его отсутствия? Надежность конструкции и максимальная дальность связи – вот критерии, по которым следует оценивать ту или иную антенну, ведь отсутствие качественной связи для таксиста – не только упущенная выгода, но и серьезный урон для его собственной безопасности. В силу высокого уровня криминальной активности наших граждан, не последнюю роль играет и цена . Недаром говорят, что все, что выступает с поверхности автомобиля, а также равно и все то, что находится во внешних карманах Вашего пиджака Вам не принадлежит.

Ассортимент имеющихся в продаже Си-Би антенн очень широк – от дешевой и, пожалуй, вследствие этого самой распространенной антенны с магнитным основанием “Hustler-100” до дорогих двухметровых “Trucker”-ов с воздушной катушкой.

Замечу, что усиление автомобильной Си-Би антенны (читай дальность связи) напрямую зависит от ее длины. Здесь будем считать, что антенна настроена на рабочую частоту и согласованна с кабелем. Как правило, все промышленно изготовленные антенны имеют полосу пропускания, достаточную для хорошего согласования в диапазоне 40-80 каналов (1-2 сетки). Все остальное – механическая прочность, надежность электрических соединений и герметичность корпуса согласующей катушки.

Последнее часто страдает у промышленно изготовленных антенн и требует применения дополнительных мер изоляции. Например конструкция вышеупомянутой антенны “Hustler” вообще не предусматривает никаких изолирующих шайб в месте соединения штыря с корпусом основания. Более того, изолятор сделан из гигроскопичного материала и даже после просушки содержит значительное количество влаги, сильно ухудшающей нормальное согласование антенны. По словам моего коллеги, постоянно обслуживающего свыше 300 радиостанций таксистов, высушить изолятор Hustler-а можно только прогревая его 100-ваттным паяльником в течение получаса.

По моему собственному опыту на излучающую способность CB антенны сильно влияет состояние поверхности штыря. Если штырь ржавый или сильно загрязнен излучение антенны ухудшается до 20%. Поэтому предпочтение следует отдавать антеннам из нержавеющей стали или с лакокрасочным покрытием.

Всякого рода усики в основании антенны и сферические наросты на конце штыря главным образом увеличивают стоимость антенны и никак не влияют на дальность и качество связи. Объясню почему. На распространение электромагнитных волн оказывают влияние проводящие предметы размером, соизмеримые или превышающие длину волны. Какова степень возможного влияния 5-сантиметровых на 11-метровую радиоволну? 0,05/11=0,0045, т.е. меньше полпроцента.

Весьма сомнительна польза от набалдашников в виде сферы на конце штыря антенны, призванных уменьшить влияние электростатических помех во время грозы. Помехи, производимые системой зажигания Вашего автомобиля, а также соседних автомобилей не дадут Вам шанса услышать электростатические помехи даже в очень сильную грозу. В инструкциях к Си-Би радиостанциям дан весьма дельный совет о проведении радиосвязи во время грозы, а именно: «для улучшения связи рекомендуется переждать грозу или объехать(!) ее».

В этой статье пойдет речь, как собственными силами переделать подходящую для радиоприемника для работы совместно с CB радиостанцией, уложившись при этом в 10-ти долларовый бюджет.

Исходные компроненты и материалы

Для начала нужно подыскать подходящую антенну для автомобильного радиоприемника. Мне попалась двухметровая антенна с пластиковым штырем фирмы «Al Kateeb» производства ОАЭ. Подойдет аналогичная двухметровая антенна других фирм. Как правило, такие антенны в ассортименте предлагаются на авторынке по цене около 5-7$.

Еще нам потребуется изолятор, на котором мы будем наматывать согласующую катушку. В качестве изолятора подойдет пластмассовая опора для капота или крышки багажника от классической модели «ВАЗ», которую вы сможете без труда купить на том же авторынке. Для катушки потребуется отрезок изолированного одножильного медного провода длинной 40 см и сечением 1,5 мм. Мне не удалось найти подходящий одножильный провод авторынке - пришлось распотрошить двужильный силовой кабель. Для предотвращения попадания влаги и пыли в согласующую катушку нам также потребуется немного силиконового герметика. Здесь же, на авторынке, приобретите 20-ти сантиметровый кусок резиновой трубки с внутренним диаметром 4 – 5 мм.

За остальными компонентами нам потребуется сходить в ближайший радиомагазин. Для полного комплекта нам не хватает куска коаксиального кабеля длиной 3 метра и разъемом PL. Кабель должен быть тонким – не более 4 мм диаметром. Волновое сопротивление кабеля – 50 Ом. Внешняя оплетка – медная или железная «плетенка» и ни в коем случае не фольга. Лучше, если центральный проводник кабеля будет многожильным – такой кабель лучше изгибается и не боится изломов. В моем случае был кабель РК-50-2.

Пара слов о гронде (по-русски – кронштейн крепления). Из множества вариантов на мой взгляд наилучший – П-образный кронштейн с креплением на водосток с одной стороны и с присоской для упора в крышу автомобиля - с другой. Такой кронштейн более устойчив за счет более широкого основания. Мне попались два вида кронштейнов этого типа – китайский и русский. Китайский отличается более тонким железом, из которого изготовлен кронштейн и практически плоской, неработоспособной присоской. Несомненно, русский вариант предпочтительнее.

Изготовление

Приступаем к изготовлению. Для работы нам потребуется стандартный набор слесарного инструмента, изолента, паяльник и навыки владения всем вышеперечисленным.

Достаем из упаковки антенну с пружинным основанием и резиновую изолирующую шайбу, которая имеет обыкновение соскакивать при распаковке антенны. Все остальное, включая кабель и упаковку, нам не потребуется.

Для удобства работы откручиваем штырь от верхней части пружины.

Снимаем резиновый наконечник с нижней части шпильки крепления, а также скручиваем гайку. Продеваем шпильку крепления антенны в отверстие кронштейна таким образом, каким в дальнейшем антенна будет окончательно закреплена. Снизу кронштейна на шпильку крепления надеваем изолятор будущей катушки согласования (опора капота). На нижней части кронштейна отмечаем пятно контакта изолятора катушки с кронштейном. Освобождаем кронштейн от изолятора и основания антенны и зачищаем отмеченное место соприкосновения кронштейна с катушкой до металла.

Далее берем одножильный медный провод в изоляции и откусываем кусок длиной 33,5 см. Если у вас есть прибор для измерения , а лучше знакомый радиолюбитель с таким прибором, то можно откусить провод с запасом в 2 – 3 см, чтобы в дальнейшем произвести точную настройку антенны, укорачивая ее штырь. Если прибора нет – отмеряем 33,5 см.

Концы провода, примерно 1 см, очищаем от изоляции и лудим паяльником. Наматываем провод на изолятор (опора капота) виток к витку, оставляя сверху свободным конец длиной 1 см, а нижний переваливаем через нижний бортик изолятора и сгибаем в петельку. Внутренний диаметр петельки должен соответствовать диаметру отверстия изолятора. В дальнейшем изолятор с катушкой будет насажен на шпильку крепления антенны, которая должна свободно продеться и в петельку провода.

Конец коаксиального кабеля очищаем от изоляции на 4 - 5 см. Расплетаем оплетку и скручиваем ее в жгутик. Из жгутика делаем петлю размером чуть больше диаметра отверстия в кронштейне. В дальнейшем эта петля будет прижата изолятором к уже очищенной до металла нижней стороне кронштейна. Петлю хорошо лудим паяльником. Центральный проводник кабеля укорачиваем до 1,5 см и очищаем от изоляции на 0,5 см и припаиваем к верхнему отводу катушки. Петля из жгутика оплетки кабеля при этом должна располагаться над верхним отверстием изолятора, а петелька обмотки катушки – под нижним.

Сборка

Шпильку крепления антенны в верхней части обматываем тонким слоем изоленты. Это предохранит ее от контакта с кронштейном или верхней петлей из жгутика кабеля при неправильной центровке. Продеваем шпильку антенны в отверстие кронштейна. Снизу на шпильку одеваем катушку изолятора петлей из жгутика вверх. Убеждаемся, что петля из жгутика равномерно прижата изолятором к нижней зачищенной стороне кронштейна и не касается шпильки крепления антенны. На нижний конец шпильки одеваем шайбу, полностью закрывающую нижнюю петельку катушки, затем гроверную шайбу и, наконец, гайку. Убеждаемся в надежности контакта нижней петельки со шпилькой крепления антенны. При сборке винт регулирования поперечного наклона антенны должен находится справа (слева, если Вы левша).

На свободный конец кабеля надеваем резиновую трубочку длиной около 20 см. Она предохранит кабель от перекусывания во время закрывания дверей.

Припаиваем разъем и убеждаемся в хороших контактах основание разъема – кронштейн, центральный контакт разъема – пружина . Также проверяем отсутствие электрического контакта между пружиной антенны и кронштейном.

Покрываем катушку и свободный конец шпильки герметиком.

Установка

Очень важно при установке антенны обеспечить надежный электрический контакт кронштейна с корпусом автомобиля. Для этого заостренные выступы кронштейна и соответствующие места водосточного желоба, куда они упираются можно очистить напильником от краски и проследить, чтобы контакт был надежным.

Удобно антенну установить на переднем или заднем конце водосточного желоба (а не в середине). Тогда в походном варианте антенну можно будет согнуть дугой и закрепить ее конец на противоположном краю желоба.

Заключение

В итоге получили простую, надежную, очень дешевую и весьма эффективную антенну. Если по каким-либо причинам вы лишитесь штыря, его можно запросто купить в ближайшем автомагазине. Удачи.

Избегайте своими руками делать антенны на рации для автомобилей по той простой причине, потом оборудование сложно настроить. Штатные устройства у основания содержат узел, напоминающий гайку, позволяющий водителю настроить прибор на используемую волну. Для ручных моделей дело обстоит иначе. Антенна для рации своими руками быть сделана может, однако для крупных предприятий, покупающих частоту, возникнут проблемы. Государственный комитет следит за проданным товаром, чтобы потребители избегали взаимных помех. Железные дороги не пересекаются с судоремонтными заводами. Иногда требуется промышленникам связь, каждый начнет оборудование улучшать, найдем ситуацию: абоненты услышат друг друга. Работая на разных предприятиях. Спросите ГКРЧ: дадут рекомендации, быть может, достаточно будет продемонстрировать специалистам в действии доработку для оценки влияния на соседние домены связи.

Связь и антенны раций

Неоднократно говорили: в обыденности чаще используются линейная, круговая поляризация, последняя – преимущественно на спутниках. Не исключение рации. Горизонтальную поляризацию забрало телевидение, оставив вертикальную радиовещанию… рациям. Логично. Когда держим рацию, антенна расположена вертикально. Виден сигнал, отраженный местностью, повернутый на фиксированный угол. Благодаря эффекту, туповатый военный демонстрирует «нарушение» законов физики… Идеальный прием ведется вертикально стоящей антенной. Не верите - делайте наоборот!

Прочитавшие обзоры про самодельные антенны, будут поражены, но не удивлены. Опять несимметричные четвертьволновые вибраторы, изготовленные из куска стандартного коаксиального кабеля. Поляризация, частоты, почему нечто должно меняться. Однажды сказали: телевизионную антенну из кабеля можно ставить вертикально, ловить радио, найдись таковое на нужной волне…

Родная антенна рации. Внутри набалдашника медная спираль, кончик которой крепится в районе вершины. У некоторых раций просто можно добраться до завитков, у прочих – проблема нерешаемая. Почему спираль?

Согласно курсу электродинамики распространения радиоволн, антенна излучает в направлении оси, волна будет поляризована кругом, согласно направлению завивки. Только если длина витка близка значением длине волны. Рассматриваемый контекст предполагает цифру полметра и выше, о близости забудьте.

Представление о диаграмме направленности дает программа MMANA. Доброжелатели любезно забили туда антенну рации (145 МГц), избегая менять параметры, посмотрели поле (открыв приложение):

  1. В вертикальной поляризации вышел по азимуту ровный круг. Понятно, тело человека диаграмму исказит! Действительно, спиралька излучает вертикальную поляризацию почти ровно. Уровень составляет - 3 dBi.
  2. Горизонтальной поляризации формой напоминает восьмерку, уровень намного ниже. Если держать рацию со спиральной антенной по горизонтали, прием ухудшится, нуля не достигнет.

По углу места с горизонтальной поляризацией образуется полукруг, с вертикальной - вдоль оси провал. Полезный сигнал вверх не излучается. Пусть человек с рацией заберется на дерево. И оба держат приборы вертикально, прием будет обусловлен только горизонтальной составляющей, а также отраженным сигналом. Вот какие антенны используют рации… Неудивительно, что любителей грызет желание изменить конструкцию. Посему используются спирали.


На деле - и на файле MMA - антенна состоит из спирали, немалую роль играет колпачок. Задумка ясна. В реальных условиях связь должна вестись по всем направлениям, четвертьволновый вибратор неспособен обеспечить заданные требования. Почему четверть. Полуволновой вибратор более длинный. Габариты имеют значение. Спирали начали вить не от полноценной жизни. Просто длинная антенна для рации слишком великая роскошь. Карман проткнет, рукой замучаешься держать, ветреная погода вырвет. Приходится идти на жертвы. Напомним, по вертикальной поляризации диаграмма направленности демонстрирует подобие тора, типично. Горизонтальная добавляет нечто вроде гантели (грубое приближение), формирующей недостающие углы, участки пространства. На прием и передачу диаграмма направленности одинакова.

Будем конструировать рации, убирая необычные свойства приема по всем направлениям. Энергия устремится в направлении тора. Дальность вещания возрастет. Если переоборудовать обе рации, получим дополнительный выигрыш ценой утраты окончательно приема (передачи) сверху-снизу. Напоминаем, диаграммы направленности на прием и передачу одинаковые (идентичны).


Увеличим дальность радиостанции, переделав антенну

Вывод очевиден: хотим увеличить дальность - видели диаграмму направленности заводской антенны - нужно мощность направить на вертикальную поляризацию, в тор. Как сделать, ясно, однако на горизонте маячит один вопрос – волновое сопротивление антенны рации. Знаете значение? Говорили, как померить! Если длина фидерной линии питания кратна половине длины волны, сопротивление антенны передается на выход без изменения. Эффект используем для измерения.

Используются различные приборы (ВЧ-генератор). Задумавшимся взять такой, скажем: гетеродин телевизора способен выдать похожую частоту, другое дело настроить. Поговорим отдельно. Понадобится высокочастотный вольтметр, обычный для целей измерения непригоден. Прибор измеряется напряжением ВЧ генератора в подвешенном состоянии, шкалу калибруют, чтобы показывала 100%. Собирают схему последовательно соединенных:

  • антенны;
  • переменного резистора.


Подключают генератор к цепи, измеряют напряжение резистора. Крутят регулировку, пока начнет стрелка показывать 50%. Сопротивление переменного резистора становится равным волновому сопротивлению антенны. Необходимо брать неиндуктивное сопротивление (у которого отсутствует собственная индуктивность). Самодельная антенна рации по возможности должна повторять электрические параметры заводской. Волновое сопротивление берется близким исходному. Процесс измерения читателям понятен.

Выбор конструктора невелик: два глобальных семейства. Кабели волновым сопротивлением 50, 75 Ом. Первый применяются связью, второй – телевидением. Антенна портативной рации делается из того, который ближе номиналом измеренному значению. Четвертьволновый вибратор (лишенный спирали) обладает сопротивлением 35 Ом. Параметры покупной антенной предугадать сложно. Практикам проще изготовить две антенны для рации, используя кабель разного сорта. Затем каждую испытать на местности, оценивая характер изменений.

Изготовление антенны рации

Кратко напомним процесс изготовления антенны для рации. Рассматривали цифровое телевидение, WiFi, 3G. Аудитория портала ВашТехник знает, как сделать антенну для рации. Копируйте смело методики. Прежде нужно знать частоту. Точнее - лучше. Рации имеют несколько каналов, частоты прописаны паспортом. Выберите канал, задавая размеры антенны.

Пусть частота равна 435 МГц. Находим длину волны по школьной формуле, деля скорость света на указанную величину: 299792458 / 435000000 = 689 мм. Чтобы изготовить четвертьволновый вибратор, необходимо число поделить еще на 4, получим – 172,25. Длина антенны для рации составит 17 см. Постарайтесь точнее выдержать миллиметры. Экран можно не счищать. Будет приемной поверхностью, увеличится полоса. Руки чешутся - счистите, как кожуру, оплетку, диэлектрик вокруг главной жилы оставьте.

Старая антенна выпаивается, под новую готов хомут. Осталось заделать на место, наслаждайтесь связью. Антенна для рации своими руками сделана. Кстати, если нет желания снимать экран, запаяйте вместе с жилой в одну связку при монтаже на микросхему. Расширение диапазона считаете лишним - экран лучше снимите. Первый и второй варианты наделены достоинствами, цельный кабель прочнее. Лучше оставить как есть. Антенна для рации прослужит дольше. Позаботьтесь приклеить симпатичный колпачок-наконечник, чтобы медь перестала окисляться. Прощаемся ровно до следующего раза.

Копируйте заводские конструкции. Рации предприятий ломаются. Адаптеры остаются, приборы выбрасывают. Неоценимый шанс радиолюбителя проявить себя. Антенна покрыта резиной, легко обдираемой. Либо используйте аксессуар сломанного изделия. Процесс копирования напрямую не запрещен, исключая изделия, защищенные патентами. Дело касается промышленного выпуска продукции с целью сбыта, получения фиксированной прибыли за счет выполнения указанных действий.

Скорее всего, многие автовладельцы, которые покупают рацию в собственное средство передвижения, сталкивались с ситуацией, когда выбран надежный вариант такого аксессуара, но вот качество его работы оставляет желать лучшего. Это вовсе не является результатом покупки бракованного экземпляра, или его плохого качества – скорее всего, была неправильно выбрана антенна для рации. Часто автолюбители считают, что в качестве неё можно запросто использовать кусок обыкновенного провода, спрятанного под подшивкой авто. Но это далеко не так. На сегодня рядовым гражданам для общения выделено несколько частотных диапазонов, самым подходящим из которых является частота - 27 МГц. Это считается мировым стандартом, поэтому и антенну для рации нужно выбирать в соответствии с данной частотой. Именно она предназначена для дальнобойщиков и обычных людей, которым нужно связываться с собеседником на больших расстояниях. И так, сегодня мы поговорим о том, как правильно выбрать антенну для рации вашего автомобиля.

На что обращать внимание при выборе

Самый лучший выбор хорошей антенны для рации – цифровые модели. Это – устройство, которое принимает сигналы определенного направления и соответствующей ему поляризации. В современных моделях раций поляризация обычно вертикальная. Как выбрать недорогой, но хороший вариант рации по всем параметрам? Для этого нужно наперед определиться с двумя важными свойствами: рабочей частотой и типом поляризации. Кроме того, перед тем, как выбрать антенну для рации, нелишним будет учитывать также и волновое сопротивление устройства. Посетив специализированный форум, можно узнать рейтинг популярных моделей, лучшие варианты по соотношению цена-качество, их основные плюсы и минусы. Перед тем, как выбрать антенну для рации, следует понимать, как именно происходит усиление антенны. Первое, о чем необходимо учитывать при этом, – это то, что с ростом физических размеров основные характеристики устройства ухудшаются.


Следующий важный совет по выбору надежной антенны для рации – её ненаправленность. Благодаря этому достигается возможность принимать сигнал с каждой стороны. Если же подобной необходимости нет, когда рации повернуты в одном и том же направлении, то можно смело использовать телевизионные направленные системы, повернутые на 90 градусов. В таком случае поляризация станет вертикальной. Не менее важный совет по выбору надежной антенны для рации заключается в необходимости перед покупкой оценить возможность настройки аксессуара. Если же возможность осуществлять настройку отсутствует, определенная часть мощности будет потеряна. Каждому радиолюбителю известно, что распространение сигнала не может быть идеальным, именно поэтому важно, чтобы была возможность делать настройку устройства.

Какой она должна быть


Длина волны оптимального частотного диапазона 27 МГц составляет 11 метров. Функционирование принимающего устройства будет максимальным в том случае, если его длина будет кратной размеру волны. Исходя из этого, правильный выбор хорошей антенны для рации будет оптимальным в случае длины устройства - 3 метра. Конечно, ни один автомобилист не захочет устанавливать на крышу аксессуар подобных размеров. Чтобы длина фидера была небольшой, ее необходимо подключать через специальное приспособление – удлиняющую катушку, которую в народе называют усилителем. Осуществляя выбор хорошей антенны для рации, всегда необходимо принимать в учет конструктивные особенности конкретной модели автомобиля, наперед определяя место, где устройство будет устанавливаться. Кроме того, важно помнить еще один совет по выбору надежной антенны для рации – все соединения в устройства должны быть максимально надежными, иметь стойкость к воздействию коррозии и разнообразным вибрациям. Оптимальный вариант – если соединения выполнены путем специального обжима, или же при помощи спайки.

Варианты крепления устройств


Во время установки подобной разновидности оборудования не следует забывать, что в будущем устройство нужно будет снимать для проведения профилактики или ремонта. Именно поэтому, если покупатель задумывается, какой выбрать вариант для своей рации, то ответ очевиден – модель должна обладать хорошей ремонтопригодностью. При установке антенны нужно постараться все сделать так, чтобы ее верхняя часть хотя бы немного выступала над всеми остальными металлическими деталями автомобиля. Очень важно перед началом использования антенны для автомобильной рации проверить ее и правильно настроить. При этом необходимо учитывать, что приемник, в котором коэффициент стоячей волны превышает 3, может попросту вывести передатчик из строя.

Типы крепления устройств, и другие особенности


Перед тем, как выбрать антенну для рации, стоит также определиться с типом крепления данного устройства. В зависимости от такой классификации существуют врезные аксессуары и модели на магните. Со вторым типом все понятно – магнит надежно удерживает антенну на кузове авто. Для установки первой разновидности в кузове должно быть специальное отверстие. При покупке устройств врезного типа нужно помнить, что в комплекте отсутствуют крепления и разъем, в результате чего придется покупать их отдельно.

Магнитный способ крепления


При осуществлении выбора стоит обратить внимание на обработку металлических поверхностей креплений: они и сам их материал должны иметь высокое качество. Оптимальным вариантом будет покупка изделий проверенных производителей, к примеру, компании Мегаджет: Мегаджет 300, Мегаджет 555, модели Алан 48 и Алан 42 одноименного производителя или же любая модель бренда Баофенг. Крепления антенн должны быть сделаны из высоколегированной стали высокого качества. Для их изготовления применяется метод литья, предусмотрено наличие ребер жесткости. Крепления могут иметь вороненую или хромированную поверхность. На современном рынке нередко можно встретить дешевые крепления, которые произведены методом штамповки из силумина. Приобретать их не рекомендуется, так как качество деталей оставляет желать лучшего.

Разъёмы устройства


Антенна для рации, будь она стационарной или автомобильной, должна соединяться с разъемом устройства. Для автомобильных антенн обычно используются порты типа PL, который по внешнему виду очень похож на стандартный телевизионный. Но не все разъемы даже такого стандарта одинаковые – каждый из них предназначен для использования кабеля определенного диаметра. Кроме того, они отличаются между собой материалом изготовления и способом крепления. Также стоит добавить, что установка антенны на крышу или другую часть кузова автомобиля – это только половина дела. Важным является еще и модель транспортного средства, для каждой из них требуется своя настройка. Если антенна была правильно настроена при покупке, то после установки ее на собственный автомобиль ее нужно будет настраивать еще раз. Точно такая же регулировка понадобится при переносе устройства с одного транспортного средства на другое. Изменение даже такой мелочи, как угол наклона, потребует перенастройки аксессуара. Важно не забывать, что любая модель диапазона сверхвысоких частот может устанавливаться только вертикально – в таком случае эффективность ее работы будет самой высокой.

Некоторые нюансы установки


Таким образом, как следует из всего вышесказанного, покупка антенны для рации автомобиля – далеко не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. И дело не только в широком разнообразии возможного выбора – также есть возможность внести усовершенствование в готовый комплект, что повысит его рабочие характеристики. К примеру, путем установки усилителя, или его замены на более качественную модель. Также очень важным является этап установки, подключения и настройки системы. При этом важно учитывать множество разнообразных нюансов, которые напрямую влияют на качество и функциональность рации. Так, присутствие фальшивой массы – если для этого используется задняя дверь машины, ее капот или багажник – эффективность работы антенны уменьшается на 20%. Перестановка же устройства со стандартного крепления на магнит уменьшает дальность уверенного приема сигнала примерно на четверть от первоначального показателя.